Биология 6 класс (Урок№6 - Дыхание.)

1 Просмотры
Издатель
Биология 6 класс
Урок№6 - Дыхание.

Что будем изучать на уроке?
На уроке вы узнаете, как дышат организмы и какое значение имеет этот процесс для растений и животных.

мы узнаем:
- как происходит дыхание у растений;
- как происходит дыхание у животных;
- что при дыхании идет выделение энергии;
мы научимся:
- проводить сравнение фотосинтеза и дыхания у растений;
- анализировать процессы дыхания у животных, обитающих в разных средах;
мы сможем:
- сделать выводы о значении дыхания для организма;
- понять, какова роль растений для Биосферы.

Дыхание — это процесс, свойственный всем живым организмам. И на вопрос: «Зачем мы дышим?», мы получим всегда однозначный ответ: «что бы получить энергию». Потому что при дыхании происходит окисление сложных органических соединений, например, углеводов, образование углекислого газа и воды, а также выделение энергии. Однако процесс окисления – это сложная реакция, в результате которой образуются ещё и промежуточные вещества, которые могут служить для синтеза новых органических веществ, например, белков и жиров.
Процесс дыхания у растений не отличается от дыхания животных, или грибов. Организмы поглощают кислород воздуха и выделяют так же воздух, но содержащий большее количество углекислого газа.
Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Соответственно и поступление кислорода для нормальной жизнедеятельности организма должно происходит постоянно.
В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях – устьица и чечевички.
Устьица располагаются на листьях. Их строение уникально. Устьичный аппарат всегда представлен двумя клетками, которые способны менять форму. При заполнении этих клеток водой устьичная щель закрывается. Но как только клетки теряют воду – сразу же образуется устьичная щель, через которую растение осуществляют газообмен или происходит испарение воды листьями.
Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях. Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.
Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:
прорастающие семена;
распускающиеся цветы;
растущие органы.
Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Эволюция дыхательной системы
Эволюция дыхательной системы животных.
Низшие беспозвоночные животные, такие как кишечнополостные, плоские и круглые черви не имеют специальных органов дыхания. Поэтому газообмен между такими организмами и окружающей средой осуществляется через всю поверхность тела.
Впервые специализированная дыхательная система появляется у морских кольчатых червей – пескожила и нереиды, у которых на спинных ветвях параподий (параподии – выросты на теле многощетинковых червей, используемые для передвижения) расположены примитивные жабры. Но при этом большая часть кислорода у них поступает через кожу.
У ракообразных имеются жабры, которые расположены на ногочелюстях и постоянно омываются водой.
Дыхательная система паукообразных представлена либо листовидными лёгкими, либо трахеями.
У насекомых дыхание осуществляется с помощью трахей.
У моллюсков в основном органами дыхания являются жабры за исключением наземных моллюсков, например, некоторых брюхоногих, которые утратили жабры, а их мантийная полость превратилась в лёгкое.
У позвоночных животных строение органов дыхания зависит от условий их обитания: у водных форм это жабры, способные использовать растворённый в воде кислород; у наземных – лёгкие, приспособленные к использованию кислорода воздуха.
Эволюция лёгких шла в направлении обособления дыхательных путей и увеличения дыхательной поверхности путем образования губчатого строения со сложной системой разветвления внутриклеточных бронхов, заканчивающихся пузырьками с ячеистыми клетками.
Категория
Природа
Комментариев нет.
Яндекс.Метрика